В течение последних двух лет деятельность по обеспечению продовольственной безопасности на глобальном уровне была затруднена множеством проблем, связанных с пандемией COVID-19. События, которые сегодня происходят в России и Украине, еще больше осложняют сложившееся положение. Россия и Украина занимают важное место в мировом производстве и поставках продовольствия. Россия – крупнейший поставщик пшеницы на международные рынки, а Украина занимает пятое место среди основных экспортеров. Суммарная доля двух стран в глобальных поставках ячменя составляет 19 процентов, пшеницы – 14 процентов, кукурузы – 4 процента, и, таким образом, на них приходится больше трети общемирового объема экспорта зерновых. Эти страны – мировые лидеры по поставкам рапсового масла, им принадлежит 52 процента рынка подсолнечного масла. Россия занимает лидирующее положение на высококонцентрированном мировом рынке минеральных удобрений.
Сбои в товаропроводящих цепочках и логистике поставок зерновых и масличных культур из Украины и России наряду с наложенными на Россию экспортными ограничениями заметным образом скажутся на уровне продовольственной безопасности. В первую очередь это ощутят на себе примерно пятьдесят стран, получающих из России и Украины более 30 процентов зерна. Многие из таких стран, расположенных на севере Африки, в Азии и на Ближнем Востоке, причислены к категориям наименее развитых либо стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия. Многие страны Европы и Центральной Азии до сих пор более чем на 50 процентов обеспечивают собственные потребности в минеральных удобрениях за счет российских поставок, ограничения на которые могут сохраняться и в следующем году.
На фоне высокого спроса, удорожания производственных ресурсов и транспорта, сбоев в работе портов растущие с середины 2020 года цены на продовольствие в феврале 2022 года достигли рекордного максимума. Так, за 2021 год пшеница и ячмень подорожали на 31 процент. Цены на рапсовое и подсолнечное масла поднялись более чем на 60 процентов. Высокий спрос и волатильность цен на природный газ сказались на стоимости минеральных удобрений. В частности, цены на основное азотное удобрение – мочевину – за 12 месяцев выросли втрое.
Насколько интенсивным будет конфликт и как долго он продлится, неясно. В условиях роста и волатильности цен на продовольствие и ресурсы для его производства вполне вероятные сбои в сельскохозяйственном производстве двух крупнейших экспортеров основных продовольственных товаров способны серьезно усугубить отсутствие продовольственной безопасности в мире. Кроме того, конфликт может привести к падению производства сельскохозяйственной продукции и сокращению платежеспособного спроса на территории Украины, усугубив проблему продовольственной безопасности в стране.
Основные факторы риска
В июне зерновые будут готовы к уборке. Однако неясно, будет ли у украинских фермеров возможность собрать урожай и поставить его на рынок. Массовые перемещения населения привели к сокращению трудовых ресурсов – сельскому хозяйству недостает рабочих рук. Выйти на работу в поле, скорее всего, будет сложно. Ограничения могут также затронуть животноводство и птицеводство, производство овощей и фруктов.
Доступ в украинские порты на Черном море перекрыт. Даже если на суше транспортная инфраструктура не пострадает, ввиду отсутствия работоспособной системы железных дорог поставка зерна вагонами будет невозможна. Турецкие проливы – важнейший торговый путь, по которому перевозятся большие объемы пшеницы и кукурузы – все еще открыты для судоходства. На и без того высокой стоимости морских перевозок скажется удорожание страхования в черноморском регионе, и эти затраты будут покрыты за счет увеличения цены импортируемых продовольственных товаров. Кроме того, неясно, будут ли работоспособны мощности для хранения и переработки сельхозпродукции, удастся ли их загрузить.
На текущий момент российские черноморские порты открыты, каких-либо значимых сбоев в производстве сельскохозяйственной продукции в стране в краткосрочной перспективе не предвидится. Однако наложенные на Россию финансовые санкции стали причиной резкой девальвации, а дальнейшее обесценивание местной валюты способно ограничить продуктивность и рост, что в конечном итоге приведет к удорожанию продукции сельского хозяйства.
Россия – крупнейший игрок на глобальном энергетическом рынке, на ее долю приходится 18 процентов мировых поставок угля, 11 процентов поставок нефти, 10 процентов поставок газа. Сельское хозяйство нуждается в энергии – топливе, газе, электричестве, ему необходимы удобрения, пестициды, горюче-смазочные материалы. Без энергии невозможно производство кормов и их ингредиентов. Конфликт привел к росту цен на энергоносители, что негативно сказалось на аграрном секторе.
Для более чем 35 процентов мирового населения пшеница – основной продовольственный продукт, а продолжающийся конфликт может привести к значительному и резкому сокращению экспортных поставок пшеницы как из Украины, так и из России. Смогут ли другие экспортеры восполнить дефицит, пока неясно. В Канаде запасы пшеницы уменьшаются, экспорт из Соединенных Штатов, Аргентины и других стран, по-видимому, будет ограничен стремлением правительств обеспечить поставки на собственные рынки.
Зависящие от импорта пшеницы страны, скорее всего, постараются максимально нарастить объемы поставок, что приведет к росту давления на поставщиков. Крупнейшие в мире импортеры пшеницы – Египет, Турция, Бангладеш и Иран – получают до 60 процентов зерна из России и Украины, и ни один из них не обеспечивает собственные потребности в импорте полностью. От поставок пшеницы из двух указанных стран зависят также Ливан, Тунис, Йемен, Ливия и Пакистан. Ввиду ожидаемого прекращения экспортных поставок из Украины объем торговли кукурузой на мировых рынках, вероятнее всего, снизится, поскольку цены вырастут, а другие страны восполнить образовавшийся дефицит не смогут.
Неопределенными остаются перспективы экспортных поставок подсолнечного и заменяющих его масел. Основным импортерам подсолнечного масла, в том числе Индии, Европейскому союзу, Китаю, Ирану и Турции, придется искать других поставщиков либо переориентироваться на другие растительные масла, что может повлиять на ситуацию на рынках пальмового, соевого и рапсового масла.
Рекомендации политического характера
- Не следует ограничивать глобальную торговлю продовольствием и минеральными удобрениями. Необходимо предпринять все усилия для защиты производственной и коммерческой деятельности, направленной на удовлетворение внутреннего и глобального спроса. Товаропроводящие цепочки должны работать, необходимо обеспечить защиту урожая на корню, сельскохозяйственных животных, инфраструктуры перерабатывающей промышленности, логистических систем.
- Следует найти новых поставщиков, диверсифицировать источники продовольствия. Чтобы ослабить шок, страны, зависящие от поставок продовольствия из России и Украины, должны найти альтернативных поставщиков. Кроме того, чтобы обеспечить доступ населения к здоровым пищевым рационам, странам следует рассчитывать на существующие запасы продовольствия и диверсифицировать собственное производство.
- Следует обеспечить поддержку уязвимым группам, в том числе внутренне перемещенным лицам. Чтобы обеспечить защиту уязвимого населения, правительства должны расширить социальные гарантии. На украинских территориях международные организации должны начать работу по оказанию помощи нуждающимся. Этот конфликт скажется на множестве людей во всем мире, поставив их на грань нищеты и голода, и наш долг – своевременно разработать целенаправленные программы оказания социальной помощи такому населению.
- Следует избегать непродуманных политических решений. Прежде чем приступить к реализации любых мер по обеспечению поставок продовольствия, правительствам следует рассмотреть их потенциальные последствия для международных рынков. Снижение импортных тарифов или введение экспортных ограничений способно помочь в преодолении проблем в области продовольственной безопасности отдельной страны в краткосрочной перспективе, но при этом может подтолкнуть вверх цены на глобальных рынках.
- Следует расширять диалог и обеспечивать большую прозрачность рынков. В условиях волатильности рынков сельскохозяйственных товаров большая прозрачность, наличие большего объема информации о состоянии глобальных рынков поможет правительствам в принятии обоснованных решений. Достижению большей прозрачности служат инициативы подобные предложенной странами "Группы двадцати" системы информационного обеспечения рынков сельскохозяйственной продукции (АМИС), которая позволяет своевременно получать объективные оценки состояния рынков.
автор: ФАО
Источник: www.oilworld.ru